Примеры KPI

Борис Старинский,
управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»
Методологическая связь систем бюджетирования и KPI достаточно сложна, поэтому рассмотрим ее на простом примере.
KPI для сферы услуг
Компания с названием "Быстро-пицца" решила завоевать рынок Киева. Создали производственную базу, набрали персонал, обучили. Задача №1 - выйти на окупаемость. И тут без рекламы не обойтись: за счет рекламы привлекаем новых клиентов. Но этого мало, нужно, чтобы привлеченные клиенты были довольны и становились постоянными клиентами. Это позволит со временем существенно уменьшить рекламный бюджет. С другой стороны, если клиенты будут недовольны продуктом или сервисом, то очень скоро весь Киев узнает об этом, и бизнес нужно будет закрыть.
Данная логика изображена на следующей диаграмме причинно-следственных связей.
Эта же бизнес ситуация, описана формате «Целевая воронка»® (Target funnel), на которой отражена конечная цель и факторы ее достижения (о Целевой воронке читайте в книге «Битва за эффективность»):
Каждый переход Целевой воронки имеет свою конверсию, которая рассчитывается через конкретный показатель:
Ступень от:
|
Ступень в: |
Показатель |
Реклама |
Новые клиенты |
Цена привлечения нового клиента |
Новые клиенты |
Постоянные клиенты |
Удовлетворенность клиентов |
Постоянные клиенты |
Объем продаж |
Средний чек |
Объем продаж |
Прибыль |
Рентабельность продаж |
Теперь опишем эту же стратегию в формате карты ССП, на которой обозначим цели в каждой из перспектив и показатели, с помощью которых будем измерять достижение целей.
Как видим, логику достижения результата можно описать, используя разные методики. При этом основная цель, естественно, одинакова.
Далее, разрабатываем и описываем каждый показатель: назначение, метод сбора, формула расчета, целевое, критические и допустимые значения, ответственных и т.д.
Для нашего примера в упрощенном виде описание показателей выглядит так:
Цель
|
KPI, с помощью которого измеряется цель |
Метод сбора |
Целевое значение |
Допустимое значение |
Критическое значение |
Вкусно |
Оценка |
Опрос на сайте |
9 |
8,5 |
Меньше 8,5 |
Быстро
|
Время доставки |
Чек при доставке |
30 мин |
Больше
|
Больше
|
% не вовремя |
Отчет в информационной системе |
95% |
90% |
Меньше 90% |
Пример паспорта KPI
Формализуем полученные результаты в Паспортах показателей. Вот пример Паспорта одного из показателей.
Паспорт показателя «Время доставки»
Наименование KPI |
Время доставки |
№ 1
|
Назначение KPI | Показатель позволяет контролировать скорость выполнения заказа клиента |
Единицы измерения
|
Минуты
| ||
Целевое значение KPI |
30 минут | |
Допустимое и критическое значение |
35 минут; более 35 минут | |
Ответственный за KPI |
Руководитель отдела доставки | |
Ответственный за сбор данных |
Операционист | |
Метод измерения/формула расчета |
Время доставки = (Время получения заказа от клиента - Время передачи товара и выписка чека)
| |
Источник и метод сбора данных для расчета КPI |
Чек при доставке.
|
Периодичность сбора
|
День, Неделя, месяц |
Теперь рассмотрим связку KPI и бюджетирования
Бюджет доходов данной компании может быть рассчитан следующим образом:
Бюджет + KPI
|
Факт:
| ||||||
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь | |
Бюджет рекламы, грн |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
10 000 |
Стоимость привлечения нового клиента, грн |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Количество новых клиентов, чел |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
200 |
% заказов вовремя |
70% |
80% |
85% |
90% |
92% |
93% |
94% |
Средний балл «Вкусно» |
8,4 |
8,6 |
8,8 |
9 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
Индекс удовлетворенности |
59% |
69% |
75% |
81% |
84% |
86% |
87% |
Конверсия (новых в постоянные) |
29% |
34% |
37% |
41% |
42% |
43% |
44% |
Постоянные клиенты, чел |
1 000 |
1 294 |
1 638 |
2 012 |
2 417 |
2 836 |
3 263 |
Средний чек (грн/мес) |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
Доход, грн |
180 000 |
206 460 |
237 420 |
271 080 |
307 530 |
345 204 |
311 706 |
Красным выделены основные «педали» (KPI) данного бизнеса, отражающие цели вкусно и быстро. Проницательного читателя прошу не судить строго данную модель, поскольку она умышленно упрощена как на уровне цифр, так и на уровне логики. Но общую идею отражает хорошо. У нас есть система, в которой мы можем бюджетировать доходы и прибыль, при этом повышая достоверность и вероятность исполнения бюджета, поскольку мы начинаем планировать, измерять и управлять операционными и поведенческими показателями, а финансовые показатели являются всего лишь следствием.
Самое сложное в данном примере – корректно определить связь между коэффициентом удовлетворенности клиентов и конверсией новых клиентов в постоянные. Здесь, если у вашего маркетолога нет личного опыта и статистики, придется сформировать некоторую гипотезу и проверить ее на практике через статистику. Но оно того стоит: понимание этого механизма – залог успеха для данного бизнеса. К примеру, один из мировых лидеров отрасли Domino’s Pizza достигла успеха, благодаря оригинальной маркетинговой политике, а именно: с 1973 года компания гарантировала, что клиенты получат пиццу в течение 30 минут после заказа, или, в противном случае, они получат её бесплатно.
Пример проекта «ИНТАЛЕВ» для агрохолдинга
Данный подход к управлению эффективностью бизнеса через результативность и экономичность был реализован совместно с компанией «ИНТАЛЕВ» в Группе «Креатив».
О компании
Группа Креатив – ведущая украинская агропромышленная компания. Первое сотрудничество «ИНТАЛЕВ» с компанией «Креатив» состоялось в 2005 году: проект по постановке управленческого учета и бюджетирования. Компания «Креатив» за это время сильно выросла: на сегодняшний день в состав группы входят 9 заводов, 5 элеваторных комплексов, свинокомплекс и растениеводческие хозяйства. Холдинг стал лидером по производству жиров и маргаринов с долей на украинском рынке более 30%, вошел в ТОП-3 украинских переработчиков семян подсолнечника и занимает более 16% рынка переработки сои, а производимую продукцию реализует не только на всей территории Украины, но и экспортирует в более чем 25 стран мира.
О проекте
В 2012 году перед холдингом встала задача "модернизации" системы управления. Одной из первостепенных задач была оптимизация структуры и процессов закупок и логистики, в связи с запуском нового маслоэкстракционного завода. Предстояло увеличить долю рынка Креатива по закупке подсолнечника более чем в два раза. Это была нетривиальная задача, т.к. одним из узких мест в данной отрасли является доступность сырья (подсолнечника).Под данную конкретную задачу была разработана карта ССП, с помощью которой выделили стратегические цели и процессы. Оптимизировали ключевые процессы и разработали KPI, с помощью которых оценивается выполнение процесса, изменили систему мотивацию, привязали ее к KPI. При оптимизации процессов использовались методики ТОС и бережливого производства. Некоторые процессы были ускорены на порядок. Был проведен реинжиниринг процессов Закупки, Заключения договоров, Оплаты, логистики.
В ходе проекта также была заменена учетная система («1С: УПП»), модернизирована система элеваторного учета, внедрена система управленческого учета, бюджетирования и платежного календаря на базе новой версии «ИНТАЛЕВ: Корпоративный менеджмент». Архитектура системы приведена на рисунке:
Руководство компании уделяло большое внимание данному проекту, непосредственно участвовало в ходе проекта, взвешено и оперативно принимало решения, благодаря этому проект выполнен в очень сжатые сроки.
В итоге компания стала значительно более клиентоориентированной и быстрой, что было крайне важно для достижения поставленной цели. И цель «Увеличение объема закупки в 2 раза» в сезоне 2012/2013 была достигнута!
Сейчас компания «Креатив» и ее система управления активно развивается, внедряется аналитическая система, дорабатывается CRM/SRM система. В точном соответствии с принципом: чтобы получить принципиально другой результат, требуются принципиальные, качественные изменения в действиях, процессах, структуре, системе управления. А иначе, цели останутся мечтами!
Выводы
-
Система KPI должна разрабатываться с правильной методикой, чтобы обеспечить глобальную, а не локальную оптимизацию бизнеса. Избегайте функционального подхода при разработке KPI.
-
Система KPI и система бюджетирования в идеале должны плотно интегрироваться и дополнять друг друга, или, как минимум, не конфликтовать.
-
И тогда вы будете синхронно управлять результативностью и экономичностью, а, следовательно, эффективностью вашего бизнеса.
Желаю успехов в этом увлекательном путешествии к эффективности бизнеса!
Как разработать показатели kpi | Часть 2 | ⇔
Смотрите также
- Управление финансами
- Ключевые показатели эффективности
- Оптимизация бизнес-процессов
- Электронный документооборот
- Стратегическое управление
- Теория Ограничений (TOC)
В этой части статьи мы рассмотрим практические примеры KPI в различных бизнесах и их взаимосвязь с системой бюджетирования.